Лыжный ПВД на Воробьиные горы

Лыжный ПВД на Воробьиные Горы

Хочу рассказать Вам, дорогие друзья, о своих впечатлениях в непростом, но довольно интересном лыжном походе. Началось всё как обычно, с дискуссий на форуме, с заранее подготовленной нашим руководителем, Ильнуром , ниткой маршрута. Я, Макс, как и другие новички, лишь наблюдал за тем, как опытные туристы со стажем – обсуждали возможный двухдневный маршрут по незнакомой для меня местности. Его сложности прохождения. Необходимость уложиться по времени. Итак, приступим.

Середина декабря две тысячи одиннадцатого года. Субботним ранним утром, в половине шестого — мы отправились с первой электричкой — в сторону Аши. Два с половиной часа дороги пролетели почти незаметно. Наша команда состояла из восьми человек – двух девушек, и шести парней. Помимо нас, в «туристическом вагоне» ехало ещё около десяти весёлых сноубордистов. Мы пили чай, беседовали на различные темы…

Высадились с электрички в полной темноте, до рассвета оставалось ещё около двух часов. Нас это не смущало. Дойдя до северного ашинского водозабора, надели лыжи, включили налобники, и двинулись в путь. Сразу же перед нами оказался своенравный скользкий подъём, с ветками и деревьями под ногами. Это была обходная «водозаборная» тропа. Я шёл последним. На тяжёлом подъёме, где передо мной периодически скользили и спотыкались товарищи, стало немного боязно и вполне ясно, чего стоит  ожидать в дальнейшем пути. От прилагаемых усилий, моё тело выделяло столько тепла, что через некоторое время почувствовал, как вспотел. Пришлось снять шапку, ибо ощущения были такими, как-будто только что вышел из парной, или бани. Спустя чуть менее получаса, немного расслабились. Лыжня была почти ровной, и уж гораздо легче первоначальной… ))

Наш путь пролегал вдоль небольшой речки, у подножия невысокого хребта. Мы шли по относительно несложной местности, почти без подъёмов, отчасти по старой, заброшенной дороге. Настала моя очередь тропить. По началу было интересно идти первым, рассекать пушистое снежное покрывало. Но поскольку шёл без шапки, через какое-то время почувствовал, что собранный с низко свисающих деревьев и кустов снег, превратился на моей голове в сосульки на волосах. Радости было мало. После того, как остановились на привал, для отдыха и перекуса, голова была приведена в порядок. Затем, я надел шапку и капюшон. Мне больше не хотелось получать на голову и за шиворот, очередную партию снега…

Началось самое непростое – крутой подъём в гору, по ранее оставленной грузовиком, колее. Подниматься было непросто, по нескольким причинам. Первая и основная – наст из снега на подъёме был скользким. Вторая — идти не в первой тройке означало, что скользить под ногами будет ещё сильнее. Третья – дорога была почти вертикальной, ограничена шириной, а по бокам глубокая колея, в которую то и дело затягивало. Самые шустрые поднялись. Те, у кого не хватило терпения – сняли лыжи и пошли пешком. Я же, с упорством буйвола, шёл, падал, вставал, шёл дальше, снова падал… короче пришёл последним, зато не снимая лыж !!! )) Дошли наконец то, до линии электропередач. Настало время, самого красивого и интересного участка нашего пути. Через красивый, ухоженный зимний лес, ряд подъёмов и спусков, незамерзающих ручьёв, мы шли к горам Баскак и Воробьиным.

Несмотря на лёгкое огребалово на крутых подъёмах, мы медленно двигались к нашей цели. У одного из участников, новичка Вадима, были явные проблемы с подъёмом. На одном из привалов, Ильнур сделал ему на лыжи, верёвочный камус. Трудно сказать, на сколько он ему помог. Вадим шёл молча…

Наступил вечер. Поднявшись на Воробьиные горы, выбрали отличное место под ночлег. Кто-то занялся установкой зимней палатки с печкой, кто-то заготовкой дров. Через три часа уже в полном составе грелись и ужинали внутри тёплого и уютного «домика». Сырые вещи и обувь сушились на растяжках и петельках, под потолком, а также на центровых стойках из лыж.

Настало время распределять почасовое ночное дежурство. Мне выпало быть первым. Погода стояла тёплая и безветренная. Дежурить у костра, на улице, было одно удовольствие. Необходимость вскипятить пару котелков воды из снега, с последующей заваркой сладкого чая, заставила задержаться. Хотелось довести начатый процесс до конца. Поэтому вместо часа, моё приятное дежурство растянулось на полтора. Сменщик был рад. )) Пока топился снег, примерно раз в полчаса, подкидывал дровишки в печку. В палатке было настолько тепло и уютно, что некоторые ребята почти полностью разделись… Ночью выходил в туалет. Вдалеке, в метрах тридцати, на некотором расстоянии друг от друга, видел несколько ярких огоньков. Подумал – либо волки, либо луна играет со снегом. Чуть позже, когда хотел показать их дежурившему Рустику, уже ничего не было. Пошёл спать.

Наступило раннее утро. Половина шестого. Громкий голос дежурной Ани – «Кушать !!!», заставил меня, не спавшего, быстрее всех вскочить и приступить к трапезе. Рожки с тушёнкой были очень сытными. В то время, как другие только просыпались и вставали, я уже пил свежезаваренный горячий чай. ))

В семь пятнадцать, наша группа двинулась в путь, с налобными фонариками. На этот раз на термобельё, я одел лишь лёгкую куртку. Флиску снял, чтобы не было жарко. Как вчера. Целых три часа, мы бороздили ночной спящий лес. Благо, вышли на дорогу, проходившую на вершине Воробьиных гор. Пару раз останавливались, на развилках. Ильнур смотрел в навигатор. Запомнился крутой скоростной спуск в темноте, длившийся около трёх-пяти минут. Делать на нём без налобника было нечего. Внизу спуска, долго ждали Вадима. Боялись, как бы не залетел куда в кусты… )) Появились следы снегохода, стало легче тропить. Множественные свежие следы диких животных, то и дело привлекали наше внимание. Иногда попадался мордохлыст. Приходилось держать дистанцию между друг другом. В целом, сегодняшний день не сулил нам больших препятствий. Наш трек пролегал по хорошей лесной дороге. Единственное, что нас торопило, это более длинная дистанция. Если в первый день, мы прошли всего одиннадцать с половиной километров, то сегодня должны были пройти около тридцати.

Первую большую остановку с перекусом, сделали на вершине горы. Рядом с контрольным пунктом, оставшимся после соревнований «Кольцо 24».  До неё был длинный и плавный подъём. Как оказалось позже, после вершины нас ждал замечательный, и такой же плавный, двухкилометровый спуск. Эх, экшн-камеру бы на голову !!!

После спуска мы оказались на развилке, где аж в три навигатора, решили пойти направо. В Миньяр. Дальше было много красивых пейзажей, несколько подъёмов и ещё больше довольно крутых и скоростных спусков. Из-за тяжёлого, и не совсем удобного рюкзака, приходилось несколько раз падать. Особенно на поворотах, где неизбежно входил в занос, не успевая перемещать при этом центр тяжести. Пару раз падал лицом в сугроб. Один раз, обе палки пришлось искать на двадцати сантиметровой глубине. В какой-то момент, стало ясно, что успеваем мы на миньярскую электричку, часа на три раньше. Остановились, сделали костёр. Вскипятили фирменный «костровой чай» — без заварки, который с большим удовольствием, пили позже в электричке. Ещё вкуснее он оказался со сгущенным молоком. ))

Всё было бы гладко, но на подходе к станции Миньяр, Ильнур решил с пользой убить наше время. )) Мы напрямик и напролом ломанулись, через густой лес с многочисленными оврагами и буераками, к миньярскому вокзалу. Как оказалось, прямого пути не было. Путь преградил большой, действующий, охраняемый миньярский карьер. Немного поплутав, мы всё-таки нашли выход. Последний километр шли пешком, по широкой, горнодобывающей дороге. Мимо нас, периодически проносились гружёные и пустые, огромные шумные белазы. Они поднимали клубы густой серой пыли. Когда дошли до проходной закрытого предприятия, к нам на встречу вышла охрана. Она с пониманием отнеслась к заблудившимся туристам. Все с облегчением вздохнули. Через двадцать минут мы были на вокзале, а ещё через полчаса – сидели в тёплой электричке, в направлении Уфы. Поход удался !!! ))

Эпилог

Хотелось бы отметить, основные прелести зимнего похода. Зимой – особая, тихая и манящая снежная красота. Единственный минус, он же ещё и плюс – это холод. Минус решается подходящим снаряжением и тёплой одеждой, уютной зимней палаткой с печкой. Последняя создаёт особую атмосферу романтики, и по-настоящему, домашний уют. Плюс холода в том, что все кровососущие гады, так надоедающие в тёплое время года, отсутствуют. Большинство участков природного ландшафта, труднопроходимых или вовсе непроходимых летом, зимой легко доступны. Вода повсюду вокруг – это не только незамерзающие ручьи и речки, а также и чистый белый снег.

На мой взгляд, лыжные походы – это один из лучших видов зимнего активного отдыха, и тем более — современного туризма !!!