УТП 1 к.с. по Екатерининскому Тракту

Приуралье –Архангельское –Красный Зилим –Яктыкуль –Зилим-Каран –Явгильды  – Бурлы – Табынское – Красноусольский – Кургашлы — Ташбукан – Верхнеарметово – Арметрахимово – Макарово – Салаватская пещера – водопад Кук-Караук – хр. Алатау – Кулгунино – хр. Калу – Бретяк – хр. Юрматау – Верхний Авзян –Исмакаево – Ишля – Улу-Елга – Реветь – Инзер

Категория сложности: 1 (первая)

Продолжительность: 6 дней

Дата: 30 апреля – 5 мая

Пройденная дистанция: 366 км

Участники: Руслан Мулюков (mulk), Виталий Земляной (Zemych), Анна Платонова (Annika), Сергей Поленов (Sergo), Денис Тимофеев (Blair), Альбина Кабирова (просто Альбина)

 

День первый: ст. Приуралье – н.п. Архангельское – н.п. Красный Зилим – н.п. Яктыкуль – н.п. Зилим-Каран – н.п. Явгильды  – н.п. Бурлы – стоянка на р. Белой 74 км.

Встал – проснулся, умылся, поел и начал выгружаться на улицу. Впервые вылезать с велоштанами было довольно занятно – в лифт вместе с велом всё сразу не помещалось почему-то… Ну да ладно – в два захода выгрузился, посадил велоштаны на багажник, закрепил и поехал за новыми впечатлениями от катания с велоштанами . Встретившись с Денисом, который постоянно что-тоговорил про велоштаны и влажные салфетки, мы поехали на станцию (29 км), куда подъехали почти одновременно с Русланом. Спустя несколько минут позвонили девушки (они сели раньше) и панически сообщили о том, что народу много, места мало, жизнь отвратительна… Еще через несколько минут подъехала полупустая электричка  — водрузившись в почти пустой последний вагон мы огляделись – половину группы я видел 2-3 раз.

Annika: Да, утро было веселое. Постучав велосипедом в двери некоторых соседей, спустилась на улицу, закрепила рюкзак – о, чудо, я еду! Приезжаю на станцию (Спортивная) за 5 минут до электрона, встречаю там Сергея. Как попала в электричку, честно говоря не помню, кажется, затолкали другие туристы. На следующей станции помогаем подняться Альбине, ждем ребят.

За полтора часа пути в электроне других велосипедистов не наблюдалось, перекусив и послушав вопли 6-ти дембелей с 2 ящиками водки и кучей пива, мы благополучно десантировались на станции Приуралье. Активно обнаружили кучу лишней снаряги, которую решила взять Альбина (запасной  футбольный мяч, 2-ой запасной насос, запасной баллон смазки для цепи и т.д. ). Пришлось перетасовывать эти предметы между теми, у кого «много свободного места». Обрызгались какой-то отравой с ужасным запахом – в теории это была защита от клещей. И дружно покатили туда, где вроде как было Архангельское.

На  подъеме в село у Дениса красиво слетел велорюкзак. Ему забыли сказать, что его нужно крепить . Закрепились и покатили дальше.  Владелец единственной карты и навигатора (Руслан) как истинный сусанин пытался заблудиться в селе – не вышло – ему мешали местные, которые направляли нас еще в более неправильные направления, пришлось взять карту в свои лапы и свериться с компасом… О, Боже! Oн и вправду что-то показывает… Было найдено истинное направление на Красный Зилим.

Annika: Около Красного Зилима обнаруживаем большой сугроб, который очень нас заинтересовался – все таки за +20 и уже хочется холодненького.

Красный Зилим: В купчей от 1755 г. упоминается при речке Зилим деревня Зилим. Это наводит на мысль, что она появилась с возникновением завода. В 1795 г. в д. Зилим проживало 385 мужчин и 437 женщин. В середине XIX в. деревню стали называть Русский Зилим. По X ревизии в ней было 458 душ мужского пола. На каждого из них приходилось надела земли по 2,25 десятины. В 192 дворах проживало 645 мужчин и 691 женщина в 1896 г. Среди них были долгожители: в возрасте 80-90 лет 8 человек, 90-99 лет -3, 100-109 лет- 1 человек.

И тут в голову стало закрадываться странное ощущение, что едем против ветра. Причем достаточно сильного. Но это вроде совпадало с прогнозами шаманов gismeteo.ru.

Изначально планировалось объехать Красный Зилим с севера по объездной дороге, но, так как у Альбины бутыль  для воды была забыта дома, требовался магазин. У магазина нам добрый дядя сказал, что прямо мы не проедем – там закрытый мост  и объездная дорога была неплохой идеей. Слопав мороженное и купив пепси+минералка, мы покатили в разные стороны – я и Дэн все же поехали разузнать про закрытый мост. Оказалось, что мост просто перекрыт приваренной железной балкой, а сам мост в хорошем состоянии – асфальт вполне нормальный сельский. Так что так было бы даже короче проехать, но решив, что группа нас потеряет,   попедалили обратно за группой. Перед объездным мостом через реку Зилим устроили перекус с выпиванием отравы типа пепси. Это был пожалуй первый и Единственный медленный и неспешный перекус.

Река Зилим берет начало на восточном склоне хребта Зилимердак (Южный Урал, к северо-западу от города Белорецк). Обогнув хребет с юга, течет среди живописных мест горной Башкирии. Заканчивает свой путь, впадая в реку Белую в 50 км от города Уфы. Река считается второй категории сложности, но в целом спокойная. Имеет один порог и довольно много протяженных и коротких шивер до 5 км длиной. Категорию, наверное, дали за общую приличную длину. Река очень красивая. Величественные скалы по количеству, размерам и красоте превосходят скалы на р. Чусовой. Многие склоны покрыты дубовыми рощами.

На выезде из деревни Зилим-Караново был обнаружен потрясающий родник. Он поразил наше воображение не какими-то ни было природными красотами, а тем как он был ухожен. Достаточно большая территория огорожена красивым забором, внутри территории стоят беседки, к роднику ведет бетонная лесенка. Когда мы остановились у него набрать воды, местная семья как раз занималась расчисткой родника. Набрав воды и пообщавшись с тружениками родника мы покатили дальше.

Мало кто знает, что в Зилим-Караново родился народный поэт Башкирии, классик советской башкирской и татарской литературы Мажит Гафури.

На следующем перекусе, уже достаточно оперативном, Руслан забывает свои очки – обнаружили мы это где-то спустя пару километров на повороте в деревушку… «Новый …чего то», Было решено, что Руслан вернется быстро и налегке один, а остальные подождут. Я, вспомнив, что в той деревне имеются знакомые, рванул туда так же налегке . Докатившись, узнал, что мои знакомые вроде даже бы и рады приютить на ночь всю группу, предоставив баньку…Эх… Но до нашей запланированной точки привала, к сожалению, было еще много.  Был вынужден отказаться от приглашения, на что получил напутствия удачи и предупреждение, что рядом с Табынским лучше не светиться перед ночевкой (неспокойный народ). Вернулся на дорогу я одновременно с Русланом, Альбина и Дэн поехали вперед неспеша, Аня и Сергей за ними – мы с Русланом замыкали.

Annika: Что нам ветер, да за это ответит? В голове одна мысль – ну, выключите уже этот ветер. Очень радуюсь указателям с названиями деревень – около них нужно останавливаться и фотографироваться, можно хотя бы успеть чуточку передохнуть.

Позже догнав всех и собравшись, мы столкнулись с ВЕТРОМ… На достаточно солидном спуске мы ехали 6 км в час и выдыхались… Порывы ветра с легкостью сдували нас на середину проезжей части. Проехав чуть более 2 км под таким ветром, мы  выдохлись и остановились…  До стоянки оставалось не так много. Отдышавшись и заметив впереди лесопосадки,   мы поползли дальше, надеясь, что деревья хоть немного убавят ветер. Ну ну…наивные уфимские велосипедисты… Ну да ладно . Доехали до Павловки!!! Это мы, чтоб скучно не было, туда закатились . Мы набрали воды из колодца, понаблюдали, как Альбина гоняет местную скотинку и поехали дальше . А дальше мы съехали с дороги на километрик до берега реки Белой… Сделали типичный матрасный привал, паника от клещей, полумертвый Дэн, сосиски на костре, глинтвейн, недоготовленная печеная картошка, разговоры в палатках на непристойные темы, сон.

Белая – река на Южном Урале и в Предуралье, левый приток Камы. Татарское и башкирское название Агидель (башк. Ағиҙел) происходит от тюркского ак — белый, идель — Волга (в древности понятие река Идель (Итиль) не совпадало с современным значением Волга, считалось, что Идель начинается у слияния Ак-Идели и Кара-Идели (р. Уфа)). Следовательно и Агидель считалась только до современной Уфы.

Annika: Спуск перед Павловкой показался поощрительный призом за нелегкий день. Место стоянки не очень спокойное – по полю временами кто-то проезжает. Все выглядят уставшими (кроме, конечно же, Сергея – ему забыли объяснить, что надо уставать), но еда, чай и глинтвейн возвращают к жизни. Денису становится плохо, пытаемся отпоить чаем, ночью у него поднимается температура.

 

День второй: стоянка на р. Белой — н.п. Табынское – н.п. Красноусольский – н.п. Кургашлы — н.п. Ташбукан – н.п. Верхнеарметово – н.п. Арметрахимово – н.п. Макарово – стоянка на р. Сикася 82,9 км

Ленивый подъем, обильный завтрак, сборы неспеша, реанимация Дэна,   выезд… Тут точно не помню, но как-то вышло так, что Аня и Дэн вырвались значительно вперед с целью успеть посидеть в какой-нибудь кафешке в Красноусольском, чтобы окончательно оживить Дэна, но спустя несколько КМ мы нашли их с разорванной цепью Дениса – быстрый ремонт, и мы снова в седле. Во время ремонта было решено отправить из Красноусольского Дэна и Альбину домой на автобусе. Так и сделали, немного перед этим поплутав в селе и подождав часик. В автобус мы их загрузили под недовольные вопли водителя автобуса о том, что велосипеды не влезут . Слопав во время ожидания автобуса по пирожку с котятами, мы решили, что вполне сыты. Ухавший Денис душевно поделился с нами 2 литрами заныканного вина и шикарными печеньками.

Красноусольский – административный центр Гафурийского района РБ. Красноусольский был основан в 1752 году как рабочий поселок медеплавильного завода. Впоследствии он был переименован в село Богоявленское, а в 1924 году, с приходом новой власти, которая отвергала все связанное с богом, поселок переименовали, дав ему более революционное название «Красноусольский» в честь Красной армии.

Сразу за Красноусольским кончился асфальт. Начались горы, которые убирали прятали нас от ветра.

Annika: В Красноусольском сходят с маршрута Денис и Альбина, а я не ем пирожки  – как позже выяснилось, надо было их есть. Расстроенная, еду по гравийке, от тряски начинают уставать руки. На одном из водопитьевых привалов Руслан говорит мне, что вот начинается настоящий поход и показывает на грунтовую дорожку, уходящую в лес. Я радуюсь – в лесу же подснежники, в лесу нет гравия, одеваю ветровку, чтобы спрятаться от клещей, уже готова ехать в лес – ан нет, обманули! Гравийка, гравийка…

На каком-то хребетике по пути к Ташбукану устроили привальчик. Заодно спокойно вдали от поднятой пыли наблюдали проезжающих мотоциклистов и квадрациклистов – куда и откуда они ехали осталось неизвестным. На спуске сразу после привала Руслан, ехавший впереди, почему-торешил обнять местный грунт, при этом расквасив шлем и поцарапав очки.

Annika: Обрабатываем Руслана перекисью и зеленкой. Руслан же больше озабочен состоянием своего велосипеда и тем, что он весь в пыли.

Дальше кончился и гравий вовсе – просто следы от машин через лес, где я радостно нашел свою лужицу жижистой земли. Спустя несколько км лесного таскания вела выбрались на дорогу. Обнаружилось, что машины боятся останавливаться около нас – автомобилисты просто медленно проезжали мимо, наблюдая как мы машем руками, и улыбались… Ерунда —  есть карта и компас – определились и вперед… Наполовину (мы с Сергеем) поехали в горищу, думаю, что Серега тут впервые узнал, для чего есть передача 1-1 .

Annika: Несколько км лесной дороги, вначале казавшейся нормальной грунтовкой, в конце превратились в колею с грязью, где-то 40 см глубины. Если вел везет меня – это вот неплохо, а когда наоборот – это уже хуже, начинаю набивать синяки шипастой педалькой.   На асфальтовую гору заехать не смогла, шла пешком, Руслан меня охранял.

Дальше веселее – мы подъезжали к Верхнеарметово – перед ним был долгий приятный спуск, в самой же деревушке ждали нас гоблины. К счастью, я прямо на въезде остановил проезжающую черную Toyota Avensis с приветливым и общительным мужичком с именем на Р…, который сообщил, что мы зря сюда приехали –село это и следующее очень злые и пьяные, что уже в этот день кто-то на трезвую голову кого-то насмерть задавил и что мы тоже можем встрять… В этот момент из группы в 100 метрах впереди от нас отделился велосипед уралец с долговязым пареньком сверху с фингалом под глазом, который, набирая скорость, почему-то упорно хотел проехать между мной и машиной – там было примерно 30 см зазору.  Насколько успев и осилив тяжесть рюкзака, я отскочил – но фингалистый гоблин все-таки наклоном в мою сторону протаранил меня плечом, остановился и начал наезжать на меня по поводу того, что я его быкую. Извинившись (что явно не обрадовало фингалистого гоблина) и увидев активные жесты и голос водителя Toyota,   мы решили быстрее проехать деревню, не влезая в разговоры и разборки, проехав 100 метров гоблин молча и скрепя уральцем нас догнал и, подрезав, попал под суровые колеса Руслана – если бы не  углеродистый железий уральца во всех частях – то вел гоблина сложился бы пополам от удара Руслана – но железка лишь накренившись, отделалась видимо простой восьмеркой. Справа от нас стояли два местных мотоциклиста, еще 1 человек вроде и фингалистый гоблин впереди с мятым колесом, наезд начался классически – «спички есть? », узнав, что мы не курим, и что спичек у нас тоже нет, а также откуда мы едем, все обернулись к нам за спину, где Toyota, развернувшись, довольно бибикала нам в след, давая понять, чтобы мы ехали вперед. А местным объясняя, что они не на тех напали… Мы помахали рукой на прощанье местным гоблинам и рванули вперед, сопровождаемые машинкой,   через пол деревни Р…… нас обогнал и на скорости 20 км в час конвоировал до конца деревни. Там, остановившись, дал указания гнать и через следующую деревню и не ехать напрямую на Макарово – там брод . Что мы и сделали (крюк километров на 15).

«Макаровский сельсовет» — муниципальное образование в Ишимбайском районе Башкортостана. Cогласно «Закону о границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» имеет статус сельского поселения. Административный центр — село Макарово.

Annika: Из предпоследних сил пролетела две деревни. На трассе стало трудно концентрироваться на дороге, монотонный асфальт расплывался перед глазами. Пришлось останавливаться и есть суперпеченьки, доставшиеся от Дениса.

Когда до привала было еще 20 км начало смеркаться, Ане  стало дурно, пришлось устроить перекус. Тут-то  мы поняли, что девушку надо иногда кормить. Проехали Макарово, остановившись лишь для дозаправки водой. В Макарово мы заметили наличие большого мега участка с мегадомом и личной вышкой связи типа телецентр. После Макарова и начался участок исторического «Екатерининского тракта». Моросил дождь, до пещеры, где планировался привал, мы не доехали. Встали так, чтобы нас не видели с других костров, и не сразу замечали с дороги. Костер не получился – все было сырое, перекусили за счет горелки . Пообщались с местными дурными девушками, которые в 1 ночи шарахались по дороге втроем, ища цивилизацию. Еда, сон.

«Екатерининский тракт» Симбирск – Бугульма – Белебей – Стерлитамак — Белорецк – Верхнеуральск – Троицк. В свое время этот тракт был продолжением знаменитой Северной Ветви Великого шелкового пути, когда через Троицк шла основная сухопутная торговля России и Европы с Западным и Южным Китаем.

Annika: На стоянке накрапывал дождик, быстро сварили на горелке вкусный борщ, съели по мегапорции и свалились спать.

 

День третий: стоянка на р. Сикася – пещера Салавата Юлаева – водопад Кук-караук – хр. Алатау – н.п. Кулгунино – хр. Калу – н.п. Бретяк 52 км

Промерзший, я проснулся, вылез, понял, что на улице не теплее – и костер к сожалению тоже не вышел, поэтому быстрое какао на примусе. Решено ехать до пещеры, где сделаем нормальный перекус. Пещера была спустя пару километров, ощущалось обилие палаток вокруг. В саму пещеру, как оказалось, можно попасть в любое время года, кроме весны – паводок горных ручьев перекрывал доступ ко входу . Сфоткавшись, мы поехали все так же голодными до водопада – он был через еще пару км. Остановившись, стали быстро делать костер и готовить, влажность от водопада и ветер всячески мешали гореть костру…А еще пара десятков зевак, приехавших на машинах, постоянно шаталась туда-сюда…

Annika: Пока ребята разводили костер, немного прошлась около водопада Кук-Караук, пофотографировала. Водопад красивый, бурлящая вода, солнце через водную взвесь. Через полчаса после нашего приезда началось нашествие автотуристов. Автотуристы весьма тепло одетые, бесшабашно лазают по всем камушкам с фотоаппаратами и безрассудно не смотрят за детьми.

Кук-караук находится в Ишимбайском административном районе, в горной его части, в 7 км. от села Макарово. Представляет собой комплексный памятник природы, скопление красивых ландшавтов и интересных объектов природы. В радиусе 3-4 километров находятся водопад, пещеры, скала 120 метров и другие интересные объекты.
За деревней Макарово тракт идет по долине реки Сиказы — притока Зигана. Слева высятся известняковые обрывы, над которыми виднеются редкие сосны. В обрывах обнажаются плотные известняки каменноугольного возраста. Противоположный склон долины более пологий и порос широколиственным лесом, местами встречаются сенокосные поляны. Примерно в 7 км. от Макарово, за поворотом дороги, тракт почти вплотную подходит к известняковому обрыву, который поднимается вверх отвесной стеной. В ней видна пещера Салаватская, вход в которую расположен на уровне 6 метров над рекой Сиказы, которая протекает непосредственно у подножия скалы. Обратите внимание на русло реки Сиказы. Только весной в нем бывает вода. Летом оно сухое, так как вода недалеко от пещеры уходит под землю в трещины известняков — поноры. Если пройти от пещеры вверх по сухому руслу, можно увидеть то место, где вода уходит в поноры. Таким образом, Сиказы — типично карстовая река. Идите дальше вдоль реки. Слева от вас продолжает возвышаться обрыв, у подножия которого имеются небольшие пещерки, справа в реку впадает левый приток — речка Кукраук . Она дает относительно много воды, но вскоре вода исчезает в понорах. Белорецкий тракт (раньше эта дорога была основной дорогой из Уфы в Белорецк) здесь поворачивает на восток и идет вдоль речки Кукраук. Справа от дороги на Кукрауке имеется живописный водопад того же названия. Речка протекает по твердым древним породам — конгломератам красновато-коричневого цвета, и русло, имеющее большой уклон, сплошь завалено глыбами. Часть из них скатилась сюда при расширении Белорецкого тракта. Вода несколькими струями падает с высоты около 10 метров, разбиваясь о камни, а потом соединяется в один поток, с шумом несущийся среди глыб. Недалеко от водопада можно заметить остатки каменного моста, по которому раньше проходила дорога. Считают, что он был построен во времена Екатерины Второй.
Слева от основного потока между огромными камнями находится грот, внутри которого течет часть воды Кукраука. Грот имеет три входа : со стороны водопада между камней; снизу, откуда вытекает вода из грота; и сверху, откуда поступает свет в грот, найти последний ход трудно, да и незачем: он находится в потолке грота, и чтобы попасть туда через этот вход, нужны веревки. Удобнее всего попасть в грот через нижнее отверстие. Возможно, весной в этом гроте воды больше, и попасть туда трудно. По камням возле водопада растет в большом количестве редкое растение — очиток гибридный, а также занесенная в Красную книгу папоротник Вудсия северная. Подняться от водопада к дороге легче, идя не по руслу, а вправо от водопада, а потом пройти по дороге к месту стоянки. Если от стоянки возле аншлага пойти по тропинке через речку метров 50, тропа приведет к интересному объекту природы — скале 8-10 метров высотой, которая отошла от скалистого обрыва и превратилась в стену толщиной 0,5 метра и длиной 15-20 метров.
Кроме того, в этом районе есть еще ряд достопримечательностей : На обратном пути от водопада, метрах в 700-1500 от него, справа от дороги на склоне горы можно заметить небольшой обелиск-памятник. Если поднятся до него, рядом увидишь такой же обелиск, только старее. На нем написано, что этот обелиск установлен в честь гр-на И. И. Франкова, трагически погибшего здесь. На втором обелиске — такая же надпись, только написано, что он не погиб, а был убит. Где-то между водопадом и пещерой находился башкирский хутор Кукраук, что в переводе с башкирского означает « небесная черная стрела „. Но сейчас от него ничего не осталось кроме ветхого забора. Между пещерой и Макарово, там, где дорога огибает хребет, скалы расположены огромными пластами, повернутуми под 450 от горизонтали. Это смотрится грандиозно. Дорога проходит в полукилометре от скалы.

Кое-как доварив еду с помощью хобоподдува, мы поднялись от водопада на дорогу.  Там велосипедов почему-то стало больше в 2 раза… Стерлитамакские велотуристы… Пообщавшись с ними, мы поняли, что мы очень наивные, что не взяли с собой для проезда в этих местах  травматические оружие типа биты, железной палки и прочих причиняющих ужас и боль предметов, как так местные по отзывам гостеприимством не славятся. Руководитель велотуристов из Стерлика взял мой номер телефона (до сих пор не позвонил), узнал координаты сайта и, сказав, что дальше будет суперский родник, попрощался и поехал вниз к пещере. Суперский родник попался по дороге… речко-дороге  через 2-3 часа пути вверх. И тут…

Annika: Дорога, на дороге лужи, справа река, слева вдоль дороги ручей, справа вдоль дороги ручей. В лесу активно тает снег.  Красота, горы. Преодолеваем подъем по жидкой глине, проваливаясь в нее по щиколотку. На вершине перевала начинает идти небольшой снежок.  Спуски с брызгами. Сережа мечтает о горячем чае. А мечты ведь материализуются!

Родник Серебряный Ключ. Красивый ухоженный домик, веселый пес Мухтар в будке, сам родник с вкуснейшей водой!!!!!!!!!

А следил за всем этим добрый дядя Анатолий, который после расспросов куда-откуда-зачем мы едем, пригласил нас в дом на чай . Чай из этой воды был просто улетный! Еще и в термос он нам налил этого вкуснейшего чаю . Из его повествования мы поняли, что воду из этого родника вывозят на УРАЛАХ с цистернами в Уфу, где разливают по 20ти литровым баллонам и продают. Еще мы узнали, что где то впереди нас едет одинокий велотурист, но кто это был и откуда мы так и не узнали – от чая дяди Анатолия тот, в отличие от нас, отказался. В домике бегала веселая кошка Мурка, которая сразу поняла, что играть с фастексами наспинных рюкзаков очень прикольно. Получив информацию о дороге, об её истории и вообще услышав немало полезных советов, мы распрощались с Анатолием, предварительно сделав общую фотографию (если кто поедет на этот маршрут – дайте знать мы вам фото это дадим – что бы вы передали его дяде Анатолию) и поехали дальше.

А дальше Кулгунино (деревня среди гор и холмов).  Потом хребты, хребты, хребты, мост через Большой Нугуш…и деревня Бретяк – где Руслан получил разрешение местных поставить палатку рядом с участком у ручья. Еда, сон.

Река Нугуш — правый приток Белой, образуется при слиянии двух притоков — Большой Нугуш (несущий основную воду) и Малый Нугуш. Большой Нугуш берёт начало на западном склоне хребта Юрматау (Южный Урал, 70 км к юго-западу от города Белорецк). Нугуш течёт среди живописных мест горной Башкирии на юго-запад параллельно реки Белой, проходит по нескольким заповедникам, национальному парку и впадает в реку Белую в 15 км севернее города Мелеуз. Среди туристов водников популярен сплав по реке Большой Нугуш и далее Нугушу до Нугушского водохранилища от деревни Бретяк.

Annika: После чая настроение стало просто замечательным, в домике наконец-то увидела себя в зеркале и даже почти не испугалась отражения. Около въезда в Кулгунино пытаемся устроить фотосессию с коровами и указателям. Едем до Бретяка – подъемы/спуски, вечерний аромат соснового леса, цветущих верб и опять же подснежники-ветренницы. Стоянку устраиваем рядом с загоном для лошадей, лошади ведут себя ночью тихо или я крепко сплю.

День четвертый: н.п. Бретяк – хр. Юрматау – н.п. Верхний Авзян – н.п. Исмакаево – стоянка на р. Караелга 57,6 км

Подъем как всегда медлительный, неторопливые сборы, завтрак, смазка велов, выезд. Это был день хребтов – кажется 7 штук за день перевалили – к сожалению, большинство пришлось брать пешком, а на  спуске ехать ооооочень медленно – в колее особо даже ехать то не получалось, не то что скатываться. На вершине каждого хребта унылая картина привалов – сплошные мусорки. На въездах и съездах с хребтов плотность бутылок, баллонов была примерно 1шт на 20 метров .

Annika: Подъемы наверх к облакам. У меня начинаются глюки с передним переклюком – осталась только 2-ая передача, останавливаемся, Виталик настраивает. Коварные серпантины – думаешь, вот там, за поворот уже спуск, а ведь никак нет, опять подъем. Ах ты, чеширский кот! Удивляли проезжавшие иногда мимо машины – почтовые и башинформсвязи. После подъемов – долгожданные спуски, но и на них расслабиться особо не получалось, так как спуски тоже были коварные, иногда с водой, глиной и кривой колеей, приходилось ехать очень аккуратно и внимательно.

ЮРМАТАУ, горный хребет на зап. склоне Башкирского (Южного) Урала в пределах Белорецкого р-на. Вытянут в сев., сев. — вост. направлении с верховьев р.М.Нугуш до верховьев р.Б.Нугуш на 35 км. Шир. хребта на Ю. до 10 км, на С. 5-7 км. Абс. выс. 842 м. Сложен породами рифея: сланцами, конгломератами, алевролитами, аргиллитами, доломитами, известняками, кварцевыми песчаниками. Повсеместно распространены четвертичные образования: аллювиальные суглинки вдоль долин рек, пески и галечники в руслах, делювиальные суглинки на пологих склонах и щебнистые суглинки на хребтах. Формы рельефа — куполовидные вершины, пологоувалистые поверхности склонов. В южн. ч. по долинам рек имеются карстовые воронки. Ландшафты хр. Ю. представлены лиственно-сосновыми лесами на светло-серых лесных грубоскелетных почвах, горн. лугами на дерново-карбонатных почвах. Южн. ч. хребта покрыта лиственничными лесами. Имеются осоковые и кустарниковые болота.

Наконец-то достигли Верхнего Авзяна. Нашему взору открылся довольно обширная панорамка… Въезд был, правда, ужаснейший – свежий рассыпанный гравий, поэтому велы просто тащить пришлось. В центре, найдя магазин, мы закупили недостающие продукты и отзвонились Дэну и Альбине.

Очень порадовал местный Сбербанк. Время работы с 9:00 до 16:42. Мы долго гадали, с чем связана такая точность в работе отделения банка. На горе расположена церковь. Как туда забираются люди непонятно – дорожки видно не было.

Заехали в местный МЧС, в котором разузнали о направлении дальнейшего движения. Собрались с мыслями и поехали…

Сегодняшний рабочий поселок Верхний Авзян своим появлением обязан заводу. Железоделательный Верхний Авзяно-Петровский завод был построен в компании с купцом К. Матвеевым по указу Берг-коллегии от 16 ноября 1753 г. на р. Авзян. Землю арендовал граф Петр Шувалов у башкир Тамьянской и Тангаурской волостей. В действие завод пущен в 1755 г.

Annika: Верхний Авзян – ох ты, цивилизация какая. По деревне даже асфальт есть. Спуск с рассыпанным гравием с середины решила идти пешком. Верхнеавзянское водохранилище еще покрыто льдом и от него ощутимо тянет холодом.

Вся дорога от Авзяна на Исмакаево пролегает по долине реки Авзян под горным массивом Большой Шатак. Горы возвышаются всю дорогу. Под Большим Шатаком располагается деревня Исмакаево. Очень красиво, но очень холодно в ней.

После хребтов и разбитой дороги укатанная гравийка от Авзяна до Исмакаево была настоящим подарком . Проехав не много не мало, но в общем неплохо, наконец-то  по графику,   мы съехали с  дороги  и встали между березовой рощей, скрывающей нас  от дороги, и смешанным лесом (береза + хвойное). Стоянка была на удивление всех очень ранней, что не могло не радовать, обилие дров, вина, и плова сделали свое дело. Мы, объевшиеся и довольные, спокойно упали спать…

Annika: На подарочной гравийке у меня начались глюки теперь с задним переклюком, но еду более-менее бодренько. На стоянке Виталик сразу же его настраивает, чтобы не оставлять на утро. Отдыхаем, душевно беседуем у костра, немножко даже поем.

День пятый: стоянка на р. Караелга — – н.п. Ишля – н.п. Улу-Елга – н.п. Реветь 94,2 км

Утром было холоднее, чем в два предыдущих – вода в шланге гидропака замерзла, вода в остальных емкостях была удостоена той же участи – но заготовленные заранее дрова и быстро разгоревшийся костер + приветливое солнышко рассвета всех быстро согрело – и мы, доев плов, ринулись дальше.

Annika: Встаем рано, фотографирую стоянку в лучах утреннего солнца, смазываем цепи. На дороге солнышко пригревает. Дорога состоит из заезжабельных подъемов и наконец-то быстрых спусков, машин становится побольше или так кажется из-за того, что от каждой машины поднималось огромное облако пыли. Гравийка местами неукатанная, ехать по ней нелегко. В одном месте сбоку от дороги видим увязшие в грязи трактору и машину со многими колесами, ехидничаем. Довольно быстро доезжаем до Ишли, в магазине продавщица задает обычный вопрос: «Зачем вы сюда приехали, что вам делать нечего что ли??? » и с трудом объясняет, как доехать до колодца. Находим колодец с чистой холодной водой, по пути к колодцу видим разобранную узкоколейку. Подъезжаем к Улу-Елге, начинается асфальт.

Дальше было захолустная деревушка Ишля с «фазендой», а за ней  цивилизация – Улу-Елга! По сути маршрут  тут можно было бы считать завершенным – свою однерку мы проехали, но запланировано было  ехать до Инзера и, не останавливаясь на привал, мы рванули дальше…На трассу…

Чуваши по договору с башкирами Байлярской волости от 2 октября 1802 г. в числе 30 семей во главе с Николаем Николаевым создали д. Улу-Елга (Оло Йылга), где им разрешили “владеть вечно землею с платежем оброка по 25 коп. с двора в год». В 1816 г. в деревне насчитывалось 105, в 1834 г. — 155, в 1850 г. — 231, в 1859г. — 247 душ мужского пола. К 1906 г. имелось две деревни: Верхнеулу-Елга (537 человек, 98 дворов) и Нижнеулу-Елга (409 человек, 67 домов). В первой действовала школа. Перепись 1920 г. в первой из них зафиксировала 663 жителя и 123 двора, во второй — 474 человека и 84 дома.

На трассе мы вспомнили, что опять не накормили обедом Аню . Поэтому на середине подъема устроили экстренный перекус. Поднявшись в гору, мы доехали до трех мостов. Тут запланирована была встреча с другой группой… Но что-то нас толкало вперед и 40 км по трассе до Инзера уже не казались долгими и тяжелыми – было совместно решено ехать вперед!

Строительство автодороги Уфа-Инзер-Белорецк по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров бывшего СССР в 1979—1992 гг. протяженностью 245 км соединило столицу республики с Белорецким, Учалинским, Бурзянским и Абзелиловским районами автодорогами с асфальто-бетонным покрытием.

Annika: На трех мостах стоянка не понравилась, да и время было раннее. Так почему бы и не махнуть до Инзера? И мы поехали… Как же хорошо было без машин и выхлопных газов на грунтовках/гравийках! Трасса  — затяжные подъемы и такие же спуски, скорость была хорошей. Справа от трассы очень красивые места  — скалы, лес – по трассе проходит граница Южно-Уральского заповедника. Устраивали пару буржуйских перекусов с мужскими бутербродами вида колбаса-сыр-колбаса из оставшихся продуктов. Последние км ехали вдоль р. Реветь.

Реветь — узкая горная река, альпийского типа, с большим падением. В русле много острых камней. Река протекает по территории Южно-Уральского заповедника.

Лично для себя я понял что маршруты с ТРАССАМИ лучше не планировать – уж лучше лес и  объездные дороги, чем в лоб по трассе…

Доехав до Ревети, мы устроили переправу на остров треугольной формы сразу за деревушкой, где и встали в наш крайний привал перед высадкой в Уфу… До Инзера было каких то жалких 4-6 км. Гречка с мясом, спокойный костер, проплывающие полуночные сплавщики, сон.

Annika: Как же без небольшого брода? Костер на берегу реки, как-то привычно ставится палатка и раскладываются вещи, гречка бурлит в котелке, чай закипает. Хорошо сидим. Сергей лежит в обнимку со спальником Виталика – micropac 600 и смеется, он так и не научился уставать.

День шестой: н.п. Реветь – н.п. Инзер 5,3 км

Пробуждение, как всегда, не радовало теплотой. Быстрые сборы, быстрый какао. Переправа с острова и мы уже на дороге – резво крутим педальки, поедая последние КМ. Приехали за час до самой утренней электрички, спокойно прогуливались по станции. Аня даже переоделась в более городскую и более чистую одежду . В электроне нас ожидала вредная кондукторша  и вредный контролер, которые содрали за проезд не как обычно . Спустя несколько часов мы были дома.  Маршрут был пройден – впечатлений было тьма.

Рабочий поселок Инзер, стоит при слиянии двух рек — Большого и Малого Инзера, которые встретились здесь, пройдя каждый своим путем многие километры по уральской таежной глухомани. Среди башкир об этих реках-братьях издавна бытует следующая легенда. У доблестного Урал-батыра было немало сыновей и дочерей. Родившись под крышами сумрачных гор Ямантау и Иремеля, разбежались они в разные стороны. Одни устремились на север, другие подались на юг. Но всем им было уготовано: сколь ни блуждай, ни скитайся по горам да долам, а встречи со своими реками-родственниками не избежать. Кому раньше, кому чуть позже. Так случилось и с Инзерами. В народе говорят, что якобы между братьями вышел спор: куда кому течь. И постановили они между собой: кто раньше проснется, тот потечет направо, а кто позже — налево. Раньше проснулся Большой Инзер и, пока Малый Инзер досматривал свои сны, успел пробежать довольно большое расстояние. Поэтому и назвали его Большим, хотя он нисколько не шире Малого, разве что чуточку подлиннее. Раздосадовался Малый Инзер из-за своей промашки — уж очень ему не хотелось называться Малым — и с обиды кинулся выяснять с ним отношения. По этой причине они и встретились, иначе бы так и текли себе в разные стороны. Так повествует писатель Рим Ахмедов.

Annika: Ранний подъем и вот уже Инзер. Переодеваюсь в вещи, оставшиеся почему-то чистыми – в ветровку, которую брала на случай дождя и в штаны для сна. И вот уже электричка, последними с Сережей выходим на Спортивной – там очень быстро самостоятельно выгружаемся – научились. Поход закончен и уже немного хочется в новый.

Автор отчета: Виталий Zemych
Свои добавления писала: Аня Annika

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *